Поводом для написания этого материала стала прочитанная публикация на ресурсе «Покров Монитор», которую бодро подхватили разного рода «оппозиционные» СМИ. В ней приводилась инфографика роста тарифов на ряд коммунальных услуг в городе (вывоз мусора, воду и квартплату) в период «царствования» экс-мэра Ивана Цупрова и действующего руководителя города Александра Шаповала. Вывод из предоставленной графики напрашивается простой, «вот при старом-хорошем мэре тарифы были низкими, а вот при новом они вдруг начали расти». Мол, ая-яй, какая нынешняя власть плохая, а старая была хорошая.

Прекрасно понимаю, что любому «оппозиционному» ресурсу жизненно необходимо постоянно находить разного рода сенсации и критиковать местные власти. Но я не люблю, когда из моих земляков делают идиотов и пытаются втюхивать им в головы какой-то «миф». Который вкратце выглядит так:

«Вот раньше был хороший-справедливый мэр. При нем все было хорошо, тарифы были низкими, коммунальная сфера работала как часы, все были счастливы-довольны и с радостью ходили на митинги и демонстрации, размахивая флажками «Партии Регионов». И даже эрекция тогда была лучше. Но вот пришел плохой мэр и вдруг тарифы стали расти (которые раньше не росли) и вообще все стало плохо». Ну вот примерно так выглядит эта манипуляция, по другому ее не назовешь.

Как любого нормального человека меня рост тарифов не радует. И в действиях нынешней власти есть свои недостатки, свои ошибки. Но давайте поговорим о том, о чем «Покров монитор» в своей инфографике предпочел скромно промолчать.

Как росли тарифы на воду при Иване Цупрове

Манипуляция в картинке очевидна. Если на примере Александра Шаповала показана именно динамика роста тарифов с разбивкой по годам, то в отношении экс-мэра Ивана Цупрова просто указаны тарифы на конец его «царствования», то есть на 2015-й год. И вот хочется мне задать простой и логичный вопрос «Покрову Монитору» - А В ПЕРИОД МЭРСТВОВАНИЯ ИВАНА ЦУПРОВА ТАРИФЫ ЧТО ЛИ НЕ РОСЛИ?!

Я приведу несколько примеров из СМИ, которые писали о теме роста тарифов как раз в период нахождения у власти господина Цупрова. Приведу даже ряд комментариев пользователей интернета того периода. Благо сделать это может любой человек, академиком для этого быть не надо.

Вот публикация на сайте «Орджосити» за 11 января 2011-го года. При власти тогда, как мы помним, был Иван Цупров.

http://m.ordzho.com/post/214/ordjonikidzevtsam_sobirayutsya_povysit_platu_za_vodu_v_dva_raza%21.html

«жителям Орджоникидзе уже с 1 февраля собираются повысить тарифы на услуги водоснабжения и канализации практически в ДВА РАЗА. Вместо действующих пока тарифов в 2,48 грн за куб воды и 1,98 за куб очищенных стоков предлагают платить уже 4,40 и 4,20 гривен соответственно. Итого 8,60 гривен. Пока что это только проект, который «обсуждается с населением», но можно с уверенностью говорить, что он без особых усилий будет утверждён и мы получим новые тарифы.

Здесь стоит отметить, что уже с января этого года в городе практически на 30% было повышено стоимость услуг центрального отопления. Вместо 5,18 гривен за обогрев 1 квадратного метра придется платить 7,38 гривен.».

И если вы думаете, что проект повышения тогда так и остался проектом, то вы ошибаетесь. Уже 8 февраля того же 2011-го года появилась следующая публикация «Тарифы на воду официально повысили ». http://m.ordzho.com/post/234/tarify_na_vodu_ofitsialno_povysili.html

«Благая весть» о грядущем повышении тарифов на услуги водоснабжения и канализации в среду 26 января получила официальное «благословение» и «путевку в жизнь. И так, уже с февраля этого года за 1 куб воды орджоникидзевцам придется платить 4,15 грн. (вместо 2,48 грн) и 3,96 грн за куб водоотведения (до этого 1,98 грн).

В общем, хоть стоимость новых тарифов оказалась немного меньше той, которую предлагали раньше, но общий итог не особо утешителен - вода для среднестатистического орджоникидзевца подорожала практически в 2 раза!».

Заметьте, тариф на воду при «хорошем мэре» Иване Цупрове тогда вырос почти в 2 раза. И это при том, что сравнивать цены на электроэнергию, уровень минимальной заработной платы и другие экономические составляющие тарифов с периодом их роста в 2016-2019-м просто некорректно. И опять таки, никакой бурной радости от роста тарифов в то время орджоникидзевцы не испытывали. Вот хотя бы несколько сохранившихся комментариев того периода:

«По данным комиссии, по состоянию на 1 января 2012 года в среднем по Украине тариф составлял 4,24 грн./куб. м (в частности водоснабжение - 2,28 грн./куб. м, водоотвод - 1,96 грн./куб. м). С 1 марта 2012 года средний тариф по Украине будет составлять 4,57 грн./куб. м (в частности водоснабжение - 2,46 грн./куб. м, водоотвод - 2,11 грн./куб. м). Почему мы орджоникидзевцы платим 8грн 20 коп.?»

Или вот

«Тамара изрекает: January 27, 2011 at 03:47 am

Я согласна с Аленкой.Почему-то только по углах высказываются о не согласии повышения цен на воду,а собраться и отстоять свои права не кому вот поэтому с нас и дерут шкуру.А ведь в Киеве куб воды стоит 2-50гр.,а у нас пока 4-48 ,а обещают 8-50!!!Куда мы дойдем с нашим выражением - моя хата с краю-? Наш мер обещал нам золотые горы пока его изберут ,а теперь забыл о людях живущие на одну пенсию или о семьях малообеспеченных или многодетных.Какая его точку зрения по этому вопросу?что он сделал для блага людей в данном вопросе?».

Я не буду говорить о том, какое качество услуг водоканала было при «низких тарифах Ивана Цупрова». Все мы помним и постоянные порывы, и когда летом целые кварталы сутками сидело без воды, и ту же ржавую воду (которая, сюрприз, периодически появлялась и в те времена). И работников водоканала, которые месяцами не получали свою нищенскую зарплату. И, как апофеоз «крепкого хозяйственника с дешевыми тарифами», можно вспомнить аварию на главном водоводе, которая случилась под конец 2011-го года и оставила город под Новый год без воды. На фото, кстати, очередь к водовозкам.

eau1eau3

О росте квартплаты

Теперь о графе роста квартплаты. Ведь при Иване Цупрове ее якобы не пытались ни разу повысить, если следовать логике «Покров Монитора».

Вот публикации о планах ее повышения того периода за 6 февраля 2011 года http://ordzho.com/post/232/u_ordjonikidzevtsev_hotyat_zabrat_pochti_10_millionov_griven%21.html

«Уже с 1 апреля (и это не шутка) в городе собираются повысить стоимость квартплаты. Аргументы такого шага у властей давно известные – якобы действующие тарифы сегодня покрывают только 54% себестоимости услуг ЖЕО, а эксплуатационные затраты за эти годы выросли в несколько раз.

Согласно проекту решения, повысив тарифы будет возможно избежать дотирования городского жилищно-эксплуатационного объединения из городского бюджета в суме 9,8 миллионов гривен. Вот только теперь указанную сумму, скорее всего, придется заплатить уже из кошелька жителей города. А этот факт они вряд ли воспринимают с большим восторгом.»

Заметьте, в 2011-м году мотивирую необходимость повышения тарифов городская власть называла те же самые аргументы, которые озвучиваются и сейчас. Рост минимальной зарплаты, цены на электроэнергию и тд являются вполне объективными критериями. Но вот в 2011-м году господин Коротыш почему то не протестовал. Зато теперь когда те же самые аргументы при обсуждении размеров тарифа на воду или квартплату приводятся на сессиях горсовета он с яростью доказывает, что «все врут», требует «проведения аудитов, создания комиссий» и вообще строит из себя «борца за свободу попугаев». Где была эта активность в 2011-2012-м годах?

О мусоре

О тарифов на вывоз мусора в тот период вообще говорить не хочется. Он то входил в структуру тарифа «ЖЭО», то люди должны были платить тогдашнему предприятию «Саночистка». О том как «регулярно» его вывозили в тот период помнят многие. Как помнят пару развалившихся мусоровозов «ГАЗ», старые проржавевшие баки. А жители Чертомлыка еще помнят и регулярные пожары на тогда городской свалке, которые в прямом смысле слова отравляли им жизнь. Сейчас условия вывоза мусора, компания которая этим занимается и многое другое решительно поменялось. Поэтому сравнивать тарифы того периода и нынешнего просто некорректно.

Хватит читать покровчанам сказки

default

В заключение своего материала хотелось бы обратиться к данному ресурсу. У нынешнего руководства города есть свои ошибки и не все его шаги я лично одобряю. Вы можете любить или не любить действующего мэра, но хватит манипулировать общественным сознанием таким примитивным образом. Тарифы росли всегда и при любом мэре и это объективные законы экономики. Когда идет повышения стоимости составляющих тарифа ее необходимо или компенсировать за счет дотаций из городского бюджета, или же повышать тарифы. У каждого из этих шагов есть свои недостатки. Так, дотации зачастую вымывают из города миллионы гривен и не несут стабилизирующего эффекта. Например, даже после резкого повышения тарифов на воду в 2018-м году для поддержки водоканала впоследствии приходилось все равно дотировать это предприятие из бюджета (и речь шла о миллионах гривен), потому что повышенный тариф выводил предприятие только на нулевую рентабельность. Соответственно, при росте цен на электроэнергию или минимальную зарплату он вновь становился убыточным с соответсвующими последствиями.

Это базовые законы экономики, которые вам, господин Коротыш, стыдно не знать. Поэтому публикуя такую притянутую за уши инфорграфику, Вы или расписываетесь в своей некомпетентности, или же сознательно врете горожанам.

Есть два вида лжи — прямая ложь и статистика. Если Вам уж так хочется подчеркнуть каким плохим является действующий мэр, так че мелочиться. Найдите тарифы по городу на воду, например, за 2000-й или даже 1995-й год и сравните с нынешними. А лучше вообще с советским периодом. Тогда вообще сможете говорить о «десятикратном росте». А лучше всего просто прекратите рассказывать сказки и пытаться развивать миф о «хорошем царе с низкими тарифами».

Максим Руденко

Опубликовано в Персональное мнение